«Железнодорожный транспорт»
6 2010 год

«Железнодорожный транспорт» № 6 2010 год

Праздник Победы Выставка «ТрансРоссия 2010»

Аннотация статей


Вернуться к содержанию журнала

 

Версия для печати
 

52-е заседание Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества
С. 2–7.

Информация о 52-м заседании Совета (Юрмала, 13–14 мая 2010 г.), в ходе которого были выслушаны доклады о выполнении решений 51-го заседания и итогах эксплуатационной работы сети железных дорог стран, входящих в Совет по железнодорожному транспорту, за 2009 г. и первый квартал 2010 г., рассмотрены вопросы развития скоростного пассажирского сообщения, подготовки Концепции управления общим парком грузовых вагонов в новых условиях, а также утверждены график движения поездов и планы формирования грузовых поездов и вагонов с контейнерами и порядок направления вагонопотоков в международном сообщении на 2010/2011 г.

Ключевые слова: Совет по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества; Концепция стратегического развития железнодорожного транспорта государств – участников Содружества до 2020 года; Концепция управления общим парком грузовых вагонов; международные транспортные коридоры; высокоскоростное движение; «Сапсан»; Санкт-Петербург – Хельсинки.

Анализ состояния условий и охраны труда в ОАО «РЖД» за 2009 г.
В.В. Черкасов, начальник Управления охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля
С. 22–29. 10 рис.

Приведены данные по производственному травматизму на железнодорожном транспорте, его видам, структуре и причинам. Проанализировано состояние условий труда в ОАО «РЖД», рассмотрены вопросы профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда в компании, нормативного регулирования охраны труда, а также основные направления работы по улучшению условий труда в 2010 г.

Ключевые слова: производственный травматизм; условия и охрана труда; нарушение трудовой дисциплины; средства индивидуальной защиты; Программа по улучшению условий и охраны труда в ОАО «РЖД»; нормативные документы по охране труда; обучение по охране труда.

Предмет особой заботы компании
М.П. Акулов, вице-президент ОАО «РЖД» – генеральный директор ОАО «Федеральная пассажирская компания»
С. 31–36. 6 рис.

Представлена Федеральная пассажирская компания, начавшая свою деятельность как полноправный перевозчик. Рассмотрен график движения поездов в период массовых летних пассажирских перевозок, дан прогноз их объемов и представлены меры по привлечению пассажиров. Рассказано о современных технологиях при предоставлении услуг перевозок, совершенствовании подвижного состава и обслуживания в поездах.

Ключевые слова: Федеральная пассажирская компания (ОАО ФПК); массовые летние перевозки; график движения поездов; объем пассажирских перевозок; Центр интермодальных перевозок; многоступенчатая система ценообразования; электронный билет; электронная регистрация билета.

По графику, с высоким качеством
Г.В. Верховых, начальник Департамента пассажирских сообщений ОАО «РЖД»
С. 37–39. 6 рис.

Рассказано об организации железнодорожных пассажирских сообщений в период массовых летних перевозок в условиях перехода к новым договорным отношениям между дочерними обществами-перевозчиками и ОАО «РЖД» как владельцем инфраструктуры и тягового подвижного состава. Рассмотрены новые аспекты, связанные с включением в новый график движения скоростных пассажирских поездов, взаимодействием РЖД с иностранными партнерами, подготовкой к началу летних пригородных перевозок. Отмечена необходимость развития пассажирского станционного хозяйства в связи с дефицитом пропускной способности инфраструктуры, принятия комплексных мер по оптимизации международного сообщения. Представлен опыт внедрения системы менеджмента качества пригородных перевозок на базе стандарта качества на Витебском направлении Октябрьской железной дороги.

Ключевые слова: график движения пассажирских поездов; массовые летние перевозки; скоростное движение; менеджмент качества пригородных перевозок; стандарт качества услуг пригородных перевозок.

Вокзальный комплекс России: модернизация системы обслуживания пассажиров
С.Б. Абрамов, генеральный директор Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «РЖД»
С. 40–42. 4 рис.

Рассказано о деятельности Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «РЖД», в состав которой вошли крупнейшие пассажирские терминалы. В основе этой деятельности лежит политика последовательной качественной модернизации системы обслуживания пассажиров дальнего и пригородного сообщений на основе модернизации инфраструктуры, совершенствования технологий, формата и линейки услуг.

Ключевые слова: Дирекция железнодорожных вокзалов; обслуживание пассажиров; Концепция эффективного использования вокзальных комплексов; терминал самообслуживания; услуга «РЖД-такси»; комплексная система инженерного обеспечения автоматизированного управления и связи вокзала (КСИАСВ).

Взаимодействие ОАО «РЖД» с субъектами Российской Федерации
В.И. Ребец, начальник Департамента по взаимодействию с федеральными и региональными органами власти
С. 43–46. 2 рис.

Рассказано о деятельности Департамента по взаимодействию с федеральными и региональными органами власти, рассмотрена трехуровневая система взаимодействия с субъектами РФ, цели взаимодействия ОАО «РЖД» с органами государственной власти, преимущества перехода на государственный контракт в работе с субъектами РФ. Рассмотрено основное направление деятельности – пассажирские пригородные перевозки и заключение договоров о перевозке льготных категорий граждан, создание совместных с субъектами РФ пригородных пассажирских компаний как системный подход к решению проблемы убыточности пригородного комплекса. Приведены данные по бюджетной поддержке пригородных перевозок.

Ключевые слова: Департамент по взаимодействию с федеральными и региональными органами власти; пригородные перевозки; пригородные пассажирские компании; перевозка льготных категорий граждан; убыточность пассажирских перевозок; Программа развития пригородного пассажирского комплекса ОАО «РЖД » до 2015 г.

На основе контракта жизненного цикла
Д.Г. Муратов, генеральный директор ОАО «Скоростные магистрали»
С. 47–49. 1 рис.

Рассказано о создании высокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург (проекте ВСМ 1) как одном из наиболее значимых инфраструктурных проектов России XXI в. Проанализированы проблемы реализации высокоскоростного движения на существующей железной дороге, отмечены положительные факторы проекта ВСМ 1. Рассмотрен новый подход к созданию сложных инфраструктурных проектов – контракт жизненного цикла (КЖЦ) как прогрессивная форма государственно-частного партнерства. Приведены примеры использования этой методики на зарубежных железных дорогах.

Ключевые слова: ОАО «Скоростные магистрали»; ВСМ 1; «Сапсан»; контракт жизненного цикла (КЖЦ); европейские ВСМ-проекты. Высокоскоростное движение: начало положено
Д.В. Пегов, генеральный директор Дирекции скоростного сообщения – филиала ОАО «РЖД»
С. 50–51.

Представлен качественно новый подвижной состав – высокоскоростные электропоезда «Сапсан», курсирующие между Москвой и Санкт-Петербургом: организация их движения, специальные тарифы, качество обслуживания, а также оснащенность поездов специализированным технологическим оборудованием зарубежного производства. Рассказано об особенностях технического обслуживания и ремонта электропоездов «Сапсан», а также о перспективах развития скоростного движения во внутреннем и международном сообщении.

Ключевые слова: скоростное сообщение; высокоскоростной электропоезд «Сапсан»; компания Siemens.

Научно-техническая база пассажирского хозяйства
Д.В. Семёнов, главный конструктор Проектно-конструкторского бюро пассажирского хозяйства – филиала ОАО «РЖД »
С. 52 –54. 2 рис.

Рассмотрена работа Проектно-конструкторского бюро пассажирского хозяйства (ПКБ ЦЛ) – филиала ОАО «РЖД», образованного в целях концентрации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, создания научно-технической и конструкторско-технологической базы для новейших разработок в пассажирском хозяйстве. Рассказано о деятельности каждого отдела бюро и его важнейших разработках.

Ключевые слова: Проектно-конструкторское бюро пассажирского хозяйства (ПКБ ЦЛ); модернизация вагонов; оборудование для железнодорожного транспорта, передвижной консультативно-диагностический центр (ПКДЦ); экологически чистые туалетные комплексы (ЭЧТК); АСУ «Пассажирский узел».

Пути решения финансово-экономических проблем при передаче локомотивов парка ОАО «РЖД» в аренду ОАО «ФПК»
К.М. Люльчев, начальник отдела финансового планирования Департамента корпоративных финансов ОАО «РЖД»
С. 58–60.

Рассмотрены технологические и экономические вопросы, возникающие при передаче локомотивов парка ОАО «РЖД» в аренду, и пути их решения. Перевозчику и арендодателю необходимо владеть методикой выполнения финансово-экономических расчеты для подтверждения реальной стоимости аренды, установить перечень услуг, предоставляемых дополнительно к аренде локомотивов, определить измеримый объемный показатель по каждому их виду, а также стоимость услуг. Предлагается методика проведения экономических расчетов, приведены формулы оценки финансовых результатов от аренды локомотивов, факторного анализа прибыли (убытка).

Ключевые слова: договор на аренду локомотивов; учет наличия, состояния и использования локомотивов; управление арендованными локомотивами; эксплуатируемый парк локомотивов в аренде; время работы локомотивных бригад на локомотивах, сданных в аренду; общий пробег локомотивов; отчет формы ЦО-1, ЦО-2, ЦО-3; финансовый результат от аренды локомотивов.

Оптимизация схем обращения пассажирских поездов
В.Н. Шмаль, аспирант Московского государственного университета путей сообщения
С. 61.

Описан алгоритм расчета оценки «нитки» графика поезда на маршрут от станции формирования до станции оборота, разработанный в МИИТе. На основе оценок «ниток» графика можно скорректировать существующие схемы обращения пассажирских поездов, исходя из максимально возможного удобства для пассажиров времени отправления и прибытия поездов на станции. Методика позволяет смоделировать работу станции по приему, отправлению, пропуску, перестановке поездов, закрытию станционных и перегонных путей в связи с ремонтными работами. Модель может быть использована не только для пассажирских поездов в дальнем сообщении, но и для пригородных и грузовых поездов, а также в автоматизированном управлении движением поездов на участке.

Литература

1. Клигман В.В. Основные принципы составления рациональной сетевой схемы обращения дальних пассажирских поездов // Сб. науч. тр. / МИИТ. – 1965. – вып. 203: Вопросы организации вагонопотоков, графика движения и пропускной способности железных дорог. – с. 162-188.

2. Воробьев Н.А., Скрипников В.Е. Рациональные схемы движения пассажирских поездов. «Железнодорожный транспорт», 1968, №2.

3. Пазойский Ю.О., Шмаль В.Н. Разработка математической модели построения схематического графика движения пассажирских поездов. // Безопасность движения поездов. / Труды X Научно-практической конференции. – М.: МИИТ, 2009. – с. X 23-26.

Ключевые слова: схемы обращения пассажирских поездов; удобство времени отправления и прибытия поезда; оценка «нитки» графика поезда на маршрут от станции формирования до станции оборота.

Главный вычислительный центр на службе компании
В.Ф. Вишняков, директор Главного вычислительного центра ОАО «РЖД»
С. 62–67. 1 рис.

В интервью директора ГВЦ ОАО «РЖД» в преддверии 40-летнего юбилея этого современного вычислительного комплекса прослежена эволюция ГВЦ с точки зрения его функционального назначения в информационном обеспечении железнодорожного транспорта, рассмотрены тенденции и направления дальнейших преобразований, приводятся перечень работ, выполняемых ГВЦ, задачи совершенствования ИТ-инфраструктуры, реализованные в последнее время проекты.

Ключевые слова: Главный вычислительный центр (ГВЦ) ОАО «РЖД»; история ГВЦ; центр обработки данных (ЦОД ); централизованная обработка маршрута машиниста (ЦОММ); автоматизированная система электронного технологического документооборота (АС ЭТД);

Информатизация на железнодорожном транспорте. История и современность
Э.С. Поддавашкин, кандидат экономических наук
С. 68–72.

Представлена история информатизации железнодорожного транспорта, структура управления информатизацией, в которую входят головной центр по эксплуатации информационных систем ГВЦ ОАО «РЖД» со структурными подразделениями. Показаны этапы формирования современной программно-технической среды, соответствующей мировому уровню, становления и развития автоматизированной системы управления железнодорожным транспортом (АСУ РЖД), которая состоит из более 600 интегрированных автоматизированных систем и клиентских приложений.

Ключевые слова: история информатизации железнодорожного транспорта; Главный вычислительный центр (ГВЦ) ОАО «РЖД»; ИВЦ; АСУ РЖД; АДЦУ; АСОУП; ДИСКОР; ДИСПАРК, ЕК АСУФР.

Вопросы организации высокоскоростного движения
П.С. Анисимов, доктор технических наук, профессор МИИТа
С. 73–77. 3 рис.

Дано понятие и рассмотрены основные концепции организации высокоскоростного движения, представлены этапы создания общеевропейской высокоскоростной железнодорожной сети. Рассмотрены вопросы совместимости высокоскоростного подвижного состава и инфраструктуры железных дорог, выбора оптимальных скоростей движения, а также изменения на рынке пассажирских перевозок в связи с развитием высокоскоростного железнодорожного движения. Обозначены перспективы развития высокоскоростных магистралей.

Ключевые слова: высокоскоростной пассажирский поезд; высокоскоростная магистраль с шириной колеи 1435 мм; сеть высокоскоростного железнодорожного сообщения в Центральной Европе; Европейская система управления движением поездов (European Train Control System – ETCS); максимальная эксплуатационная скорость пассажирских поездов.
 

Закон о рекламе

 

Кольцо Патриотических Ресурсов

Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования